236010, Калининградская обл. г.Калининнград, ул.Менделеева, 29
тел./факс: (4012)  92-82-72  e-mail: metod_otd@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

"Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность."
                                           Бернард Шоу
История становления народного образования в Калининградской области

                Это - первый период от военного положения к мирной жизни. Необходимо было погасить пожары, расчистить улицы, взять на учет местное население и обеспечить его питанием. Следовало наладить подачу воды и электроэнергии. Довольно быстро удалось пустить в эксплуатацию целлюлозно-бумажный комбинат, открыть школу № 1, создать первую строительную городскую организацию УНР-230. В сентябре 1945 года на Гвардейском проспекте состоялось торжественное открытие памятника павшим воинам.
          12 ноября 1945 года Временное городское управление по гражданским делам составило справку о численности немецкого населения Кенигсберга. В городе оказалось 60 642 немца, из них мужчин 18 515. Трудоспособных было учтено 29 681 человек, детей - 12 276.  
  19 ноября 1945 года создано Временное гражданское управление при Военном Совете особого военного округа, которым командовал гвардии генерал-полковник К. Н. Галицкий. Начальником Временного гражданского управления назначен гвардии генерал-майор технических войск В. Г. Гузий.
           7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о переименовании Кенигсберга в Калининград. Одновременно Совет Министров СССР создает в Калининграде Управление по гражданским делам, подчиненное областному Управлению по гражданским делам.
           Город постепенно переходил к мирной жизни. В августе 1946 года в Калининград стали прибывать в организованном порядке первые переселенцы из России и Белоруссии. Открылся кинотеатр "Победа", стала выходить газета "Калининградская правда". Произведено переименование немецких названий улиц. Важным этапом в жизни Калининграда явился пуск трамвайного маршрута № 1.
            Процесс развития образования позволяет условно выделить 2 основных этапа: советский (1945-1992 гг.) и постсоветский (1992-по настоящее время). Первый этап можно разделить на 3 периода, для каждого из которых характерны вполне определенные тенденции развития.
         Первый период - с 1945 по 1950 г. Архивные документы (ГАКО, ф. Р-462) свидетельствуют, что в данный период были заложены основы системы народного образования в Калининградской области. Система народного образования начала формироваться "еще до организационного оформления области".
                    17 июля 1945 г. генерал-полковник К.Н. Галицкий подписал приказ "Об открытии школ для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона". 15 сентября 1945 г. была открыта первая в области школа с контингентом учащихся 126 человек (из них 30 сынов полка); руководить школой был откомандирован армейский офицер. В 1945-1946 гг. на территории области функционировало 20 школ: 5 средних, 4 семилетних, 11 начальных, обучалось в них 3968 детей. Школы обслуживали главным образом детей военнослужащих и частично детей рабочих целлюлозно-бумажной промышленности, а с 1946 г. - детей колхозников-переселенцев, а также рабочих и служащих других специальностей. Учителями были жёны офицеров, демобилизованные воины, специальные кадры, направленные министерством просвещения РСФСР.
             Для физически ослабленных детей были созданы санаторно-лесная школа (на 100 человек) и 2 специальные школы: для глухонемых (на 100 человек) и умственно- отсталых (на 100 человек). Одновременно в 19 детских домах было размещено 5 тыс. немецких детей-сирот. Итак, в данный период были заложены основы системы народного образования в Калининградской области.
              При областном гражданском управлении был создан отдел народного образования, начали формироваться руководящие органы. В декабре 1945 г. был укомплектован аппарат ОБЛОНО, весной 1946 г. были созданы руководящие органы; система рай(гор)оно в соответствии с административным делением.
              Представляется необходимым отметить, что организация школ сопряжена была с огромными трудностями. Необходимо было восстанавливать школьные здания, создавать и оборудовать учебные кабинеты и библиотеки, решать проблемы с учебниками и школьно-письменными принадлежностями. Исследователи-краеведы отмечают, что "1946/47 г. был самым трудным в истории народного образования области... Весной и летом 1946 года шла подготовка к учебному году, которая превратилась в подлинно общенародное дело".
               Огромную помощь в открытии школ оказывали общественные организации, предприятия, воинские части, которые своими силами и средствами восстанавливали здания, изготавливали мебель, обеспечивали учебные заведения топливом. Школы области начинали работу при отсутствии программ и учебников по отдельным предмета. Так, например, по физическому воспитанию занятия проводились по комплексу БГТО, для подготовки к урокам учителя пользовались материалами газет и журналов, начальная школа работала без учебников по истории, не хватало учебников по естествознанию.
            Работа в системе образования в этот период строилась в соответствии с последними решениями партии и правительства об усилении идеологической работы среди подрастающего поколения и требованием Министерства просвещения об улучшении качества преподавания и борьбы с второгодничеством. В школах работали кружки по изучении биографии Сталина, проводились политинформации, лекции и семинары на темы "О значении революционной теории", "День сталинской конституции", изучался краткий курс истории ВКП(б), учителями проводилась самостоятельная работа по изучению первоисточников марксизма-ленинизма.
              Одним из средств коммунистического воспитания учащихся было проведение путешествий пионеров и школьников по Калининградской области. Празднование 30-летия ВЛКСМ было отмечено выпусками газет, конкурсами, рисунками, сочинениями, читательскими конференциями, городскими и районными смотрами художественной самодеятельности, спортивными праздниками, торжественными вечерами, пионерскими слетами и сборами пионерских дружин.
           В 1947-1948 учебном году в период проведения "недели сада" была произведена закладка садов и ягодников, посадка деревьев и кустарников. Каждый учащийся должен был посадить не менее 10 зеленых растений. С 1948г. было организовано ежегодное социалистическое соревнование на лучшую подготовку школ к учебному году.
           Составной частью становления системы народного образования было обеспечение ее педагогическими кадрами. Школы испытывали настоящий кадровый голод, который, помимо своеобразия области, усугублялся еще и общей нехваткой педагогов в стране в те годы. Открытые в 1947-48 гг. 3 педучилища и пединститут еще не развернули полного выпуска, поэтому кадровую проблему решали несколькими путями: подбирали учителей на месте из числа переселенцев с педагогическим образованием, работавших не по специальности; приглашали из других районов страны педагогов, пожелавших работать в Калининградской области, принимали молодых специалистов, направляемых по путевкам  министерства просвещения.
               В первые годы приходилось брать на учительскую работу даже тех, кто не имел педагогического образования. Иногда выходили из положения, переводя школы, чаще сельские, на двухсменную работу. К 1950 г. в области работало около 3 тыс. учителей. Из них только 400 человек имели высшее образование, зато 160 человек работали учителями, имея лишь среднее и семилетнее образование. При этом 80 процентов учителей области имели стаж работы до 5 лет.
             В этих условиях особую важность приобретало создание системы повышения квалификации педагогических кадров и педагогических учебных заведений. В 1947 г. был открыт Институт усовершенствования учителей, ставший центром проводимой в области методической работы. 1 сентября 1947 г. открываются Калининградское и Черняховское, а в 1948 г. Советское педучилища. При этом в Калининградском педучилище было организовано единственное тогда в области заочное отделение. В 1948 г. начал свою работу Калининградский пединститут, которому передали одно из школьных зданий (сейчас корпус № 2 университета). В августе 1948 г. в пединституте прошли вступительные экзамены на трех факультетах: литературном, историческом, физико-математическом, и были приняты первые 148 студентов. Через год к дневному отделению прибавилось заочное, на которое поступили 355 человек.
             Уже тогда, в трудные послевоенные годы, в условиях организационного оформления системы народного образования  в школах области начинают складываться устойчивые и опытные коллективы учителей, создается крепкое квалифицированное ядро, способное обеспечить все возрастающие требования к учебно-воспитательному процессу.
            Труд многих из них был отмечен правительственными наградами. Среди них Мария Андреевна Строганова - учитель истории Калининградской школы № 1, Захар Ефимович Чугуевский - учитель русского языка и литературы Знаменской семилетней школы, Пелагея Ильинична Юдина - учитель начальных классов семилетней школы № 4 г. Черняховск, Мария Николаевна Сапельникова - учитель химии и биологии Черняховской средней школы № 1, Галина Дмитриевна Ольмезова - учитель физики Зеленоградской средней школы, Анна Николаевна Калокина - учитель начальных классов Правдинской средней школы. 19 марта 1949 г. 186 учителей и работников народного образования области получили правительственные награды.
           Таким образом, к 1950 г. область имела уже вполне сложившуюся систему народного образования. Период ее становления завершился. На первом областном съезде учителей, который прошел в 1949 г., были подведены итоги проделанной работы и определены  первоочередные задачи на будущее.           
           Анализ архивных материалов, историко-краеведческой литературы, справочной литературы позволил установить, что в целом система образования Калининградской области с первых дней основания имела мощную динамику развития.
             В 1950-х гг. в содержании образования особое место занимали проблемы усиления идейно-политической направленности, практической ориентации во всех учебных предметах, воспитывающего обучения.
            В 1960-1970-х гг. активно разрабатывается концепция дифференцированного обучения, в основе которой находились специализация и профилизация. В данный период были открыты специализированные классы, спецшколы с углубленным изучением физики и математики, гуманитарных предметов, вычислительной техники.
            В советский период развития системы образования в Калининградской области определяющими для процесса образования и воспитания были идеи коммунистической направленности: патриотизма, национальной гордости, боевой и трудовой славы. В середине 1950-х гг. появляются идеи политехнического обучения. С 1964-1965 гг. доминируют идеи морального кодекса строителя коммунизма, идеи советского патриотизма и социалистического интернационализма.
               В советский период (1945-1985 гг.) развития педагогической науки в Калининградской области педагогические исследования проводились на основе личной инициативы в основном в области прикладных проблем в методике, дидактике, школоведении. В данный период центры по подготовке научно-исследовательских кадров находились за пределами области. Так, преподаватели КГУ Т.И. Тамбовкина и Ю.Ф. Тамбовкин занимались изучением и обобщением педагогического опыта творчески работающих учителей.
           Важно отметить, что в 1980-х гг. в области на протяжении длительного времени проходил социально-педагогический эксперимент, направленный на перестройку управления народным образованием в масштабах области. Эксперимент проводился при активном участии ученых ряда научно-исследовательских институтов, Академии педагогических наук СССР. Основная идея эксперимента - педагогический труд надо оценивать по его конечному результату. Под конечными результатами понималось проявление во взрослой жизни ученика стержневых качеств личности.

После взятия Кенигсберга Красной Армией в апреле 1945 года - город дымил пожарами и зиял разрушениями. Вся власть в Кенигсберге была передана военному коменданту. 10 апреля комендантом города и крепости Кенигсберг назначается генерал-майор М. В. Смирнов. В июне 1945 года его сменил гвардии генерал-майор М.А. Пронин.
             10 мая 1945 года при военном коменданте создано Временное городское управление по гражданским делам. Оно имело семь отделов. Четырьмя днями раньше немецкому населению было разрешено ходить по улицам с 7 часов до 19 часов.
            Управление по гражданским делам возглавил заместитель коменданта. Город был поделен на восемь районных комендатур, при каждой районной комендатуре также создали Временное гражданское управление.


236010, Калининградская обл.
Калининнград, ул.Менделеева, 29
тел./факс: (4012) 92-82-72
e-mail:metod_otd@eduklgd.ru
          metod_otd@mail.ru